О реализуемых основных и дополнительных образовательных программах
Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Ирс» Урус-Мартановского муниципального района» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказом Министерства образования и науки Российской федерации № 1155 от 17.10.2013 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»), примерной основной образовательной программой дошкольного образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию протокол от 20.05.2015 № 2/15), образовательной программой «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. ВасильевойМ.: Мозаика-Синтез, 2014г. 368с.
Нормативно-правовой базой для разработки Программы являются на федеральном уровне:
- федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании РФ»;
- приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ от 14.11.2013г., № 30384);
- приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений».
Уровень МБДОУ:
- Устав МБДОУ «Детский сад «Ирс» Уру-Мартановского муниципального района»
Программа направлена на:
- создание условий для развития ребенка, открывающихся возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующими возрасту видам деятельности;
- на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
1.1.1 Цели и задачи реализации Программы
Целью Основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад «Ирс» Урус-Мартановского муниципального района» является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного возраста, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. Подготовка к жизни в современном обществе, обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Для достижения цели решаются следующие задачи:
- обеспечение охраны жизни и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства, независимо от пола, нации, языка и социального статуса;
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования;
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;
- формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативность, самостоятельность и ответственность ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьям и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
- оказание консультативной помощи и поддержки родителям (законным представителям), занимающимся семейным воспитанием детей дошкольного возраста;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
- формирование у детей элементарных правил безопасного поведения в различных ситуациях (в быту, в природе, на улице, с незнакомыми людьми); формирование умения самостоятельно применять их в жизни.
- формированию первичных социальных компетенций воспитанников в сфере личных и семейных финансов.
Социальными заказчиками деятельности учреждения являются в первую очередь родители воспитанников. Поэтому ДОУ пытается создать доброжелательную, психологически комфортную атмосферу, в основе которой лежит определенная система взаимодействия с родителями, взаимопонимание и сотрудничество.
Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при систематической и целенаправленной поддержке педагогом различных форм детской активности и инициативы, начиная с первых дней пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении. От педагогического
мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, степень прочности приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.
Деятельность педагогов ДОУ по реализации части образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса
Согласно ФГОС ДО в основной образовательной программе часть формируемая, участниками образовательныхотношений должна отражать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и ориентирована на: специфику национальных, социокультурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; выбор парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива; на условия, в которых осуществляется образовательный процесс; и направлена на поддержку областей основной части программы. Часть, формируемая участниками образовательного процесса, реализуется через парциальные программы «Мой край родной», «Безопасность», «Играем в экономику», «Физкультурные занятия в ДОУ» и охватывает все образовательные области через:
- ознакомление дошкольников с культурой и историей родного края, через знакомство с чеченским орнаментом, театрализованной деятельностью по мотивам чеченских народных сказок;
- изучение основ финансовой грамотности, обеспечивающее формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;
-создание возможности для обучения приемам безопасного рационального поведения в социуме;
Основной целью реализации парциальной программы «Мой край родной» Масаевой З.В. является ознакомление дошкольников с культурой и историей родного края является развитие познавательного интереса к истории родного края и воспитание чувства любви к своей малой родине.
Задачи:
- создание условий для культурной идентификации детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с культурой родного края;
- развитие у дошкольников любознательности к культуре, истории и природе родного края, формировать эстетическое и нравственное их восприятие;
- формирование у детей нравственных качеств, чувства патриотизма, интереса к национальной, народной и профессиональной культуре Чечни.
Целью реализации парциальной программы Е. А. Мироненко «Играем в экономику» является побуждение интереса у дошкольников к изучению мира экономики и финансов.
Цель программы: формирование основ экономической грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
― Познакомить детей с простейшими экономическими понятиями, их значением, применением в жизни.
― Развивать умение творчески подходить к решению игровых проблемных ситуаций, проявлять инициативу и самостоятельность.
― Воспитывать бережливость, рациональность, трудолюбие, уважение к труду взрослых.
― Повышать педагогическую компетентность родителей в вопросах экономического воспитания дошкольников.
Целью по реализации парциальной программы «Безопасность» Авдеевой Н.Н, СтеркинойР.Б., Князевой О.Л., является формированию безопасного поведения детей на дорогах, в быту
Задачи:
- воспитывать у детей осознанное отношение к правилам и нормам поведения в различных чрезвычайных ситуациях.
- формировать представление дошкольника о безопасности поведения в различных ситуациях.
- учить детей регулировать свои поведенческие реакции.
- учить детей выходить из сложных, проблемных ситуаций не навредив своему здоровью и здоровью окружающих;
- развивать у детей способности к предвидению возможной опасности и построения адекватного безопасного поведения.
Форма обучения | Очная |
Сведения об учебных предметах, курсах, дисциплинах (модулях), предусмотренных соответствующей образовательной программой | |
Сведения о практике, предусмотренной соответствующей образовательной программой | |
Сведения об использовании при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий |
Рабочая программа воспитания
МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД «ИРС» С.ГЕХИ-ЧУ»
1.Особенности воспитательного процесса в детском саду
2.Цель и задачи воспитания
3.Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
4.Основные направления самоанализа воспитательной работы
1.Особенности воспитательного процесса в детском саду
В МБДОУ «Детский сад «Ирс» с.Гехи-Чу Урус-Мартановского муниципального района» (далее – ДОУ). образовательный процесс осуществляется в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО). В связи с этим обучение и воспитание объединяются в целостный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Основной целью педагогической работы ДОУ является формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.
Ведущей в воспитательном процессе является игровая деятельность.
Игра широко используется как самостоятельная форма работы с детьми и как эффективное средство и метод развития, воспитания и обучения в других организационных формах.
Приоритет отдается творческим играм (сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, игры-драматизации и инсценировки, игры с элементами труда и художественно деятельности) и игры с правилами (дидактические, интеллектуальные, подвижные, хороводные т.п.).
Отдельное внимание уделяется самостоятельной деятельности воспитанников. Ее содержание и уровень зависят от возраста и опыта детей, запаса знаний, умений и навыков, уровня развития творческого воображения, самостоятельности, инициативы, организаторских способностей, а также от имеющейся материальной базы и качества педагогического руководства. Организованное проведение этой формы работы обеспечивается как непосредственным, так и опосредованным руководством со стороны воспитателя.
Индивидуальная работа с детьми всех возрастов проводится в свободные часы (во время утреннего приема, прогулок и т.п.) в помещениях и на свежем воздухе. Она организуется с целью активизации пассивных воспитанников, организации дополнительных занятий с отдельными детьми, которые нуждаются в дополнительном внимании и контроле, например, часто болеющими, хуже усваивающими образовательный материал при фронтальной работе и т.д.
Воспитательный процесс в ДОУ организуется в развивающей среде, которая образуется совокупностью природных, предметных, социальных условий и пространством собственного «Я» ребенка. Среда обогащается за счет не только количественного накопления, но и через улучшение качественных параметров: эстетичности, гигиеничности, комфортности, функциональной надежности и безопасности, открытости изменениям и динамичности, соответствия возрастным и половым особенностям детей, проблемной насыщенности и т.п. Воспитатели заботятся о том, чтобы дети свободно ориентировались в созданной среде, имели свободный доступ ко всем его составляющим, умели самостоятельно действовать в нем, придерживаясь норм и правил пребывания в различных помещениях и пользования материалами, оборудованием.
Приоритетным в воспитательном процессе ДОУ, является физическое воспитание и развитие воспитанников. Успех этого направления зависит от правильной организации режима дня, двигательного, санитарно-гигиенического режимов, всех форм работы с детьми и других факторов ДОУ, отказался от жесткой регламентации в построении режима дня. Однако, это ущемляет воспитанников во времени, отведенным на прогулки, сон и питание. Двигательный режим в течение дня, недели определяется комплексно, в соответствии с возрастом детей.
Ориентировочная продолжительность ежедневной двигательной активности малышей устанавливается в следующих пределах: младший дошкольный возраст – до 3–4 часов, старший дошкольный возраст – до 4–5 часов.
Оптимизация двигательного режима обеспечивается путем проведения различных подвижных, спортивных игр, упражнений, занятий физкультурой, организации детского туризма, самостоятельной двигательной деятельности и т.п.
Значительное внимание в воспитании детей уделяется труду, как части нравственного становления. Воспитательная деятельность направлена на формирование эмоциональной готовности к труду, элементарных умений и навыков в различных видах труда, интереса к миру труда взрослых людей. Важным аспектом является индивидуальный и дифференцированный подходы к детской личности (учет интересов, предпочтений, способностей, усвоенных умений, личностных симпатий при постановке трудовых заданий, объединении детей в рабочие подгруппы и т.д.) и моральная мотивация детского труда.
Для ДОУ, важно интегрировать семейное и общественное дошкольное воспитание, сохранить приоритет семейного воспитания, активнее привлекать семьи к участию в образовательном процессе. С этой целью проводятся родительские собрания, консультации, беседы и дискуссии, круглые столы, тренинги, викторины, дни открытых дверей, просмотры родителями отдельных форм работы с детьми, кружки, применяются средства наглядной пропаганды (информационные бюллетени, родительские уголки, тематические стенды, фотовыставки и др.), привлекаются родители к проведению праздников, развлечений, походов, экскурсий и др.
2.Цель и задачи воспитания
Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в ДОУ – личностное развитие воспитанников, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности.
В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности
ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество,
партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели.
Достижению поставленной цели воспитания дошкольников будет способствовать
решение следующих основных задач:
развитие социальных, нравственных, физических, интеллектуальных,
эстетических качеств; создание благоприятных условий для гармоничного развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными, гендерными, индивидуальными особенностями и склонностями;
формирование общей культуры личности, в том числе ценностей здорового
и устойчивого образа жизни, инициативности, самостоятельности и ответственности, активной жизненной позиции;
развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка;
организация содержательного взаимодействия ребенка с другими детьми, взрослыми и окружающим миром на основе гуманистических ценностей и
идеалов, прав свободного человека;
воспитание патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
воспитание чувства собственного достоинства в процессе освоения разных видов социальной культуры, в том числе и многонациональной культуры народов
России и мира, умения общаться с разными людьми;
объединение воспитательных ресурсов семьи и дошкольной организации на
основе традиционных духовно-нравственных ценностей семьи и общества;
установление партнерских взаимоотношений с семьей, оказание ей психолого-педагогической поддержки, повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, развития и образования детей.
Форма обучения | Очная |
Сведения об учебных предметах, курсах, дисциплинах (модулях), предусмотренных соответствующей образовательной программой | |
Сведения о практике, предусмотренной соответствующей образовательной программой | |
Сведения об использовании при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий |
Форма обучения | Очная |
Сведения об учебных предметах, курсах, дисциплинах (модулях), предусмотренных соответствующей образовательной программой | |
Сведения о практике, предусмотренной соответствующей образовательной программой | |
Сведения об использовании при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий |
Форма обучения | Очная |
Сведения об учебных предметах, курсах, дисциплинах (модулях), предусмотренных соответствующей образовательной программой | |
Сведения о практике, предусмотренной соответствующей образовательной программой | |
Сведения об использовании при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий |
Об учебном плане
Учебный план МБДОУ "Детский сад "Ирс" с. Гехи-Чу на 2023-2024 учебный год разработан на основе образовательной программы ДОУ; в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации". Учебный план распределяет учебное время, используемое для усвоения ребенком-дошкольником необходимых представлений, практических навыков в процессе обучения и воспитания, выполнение программ в процессе непосредственно образоваиельной деятельности по основным направлениям.
О календарно-учебном графике
Годовой календарный учебный график – является локальным нормативным документом, регламентирующим общие требования к организации образовательного процесса в 2024-2025 учебном году